В последние годы музыкальная индустрия переживает стремительные изменения, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Согласно данным, 18% каталога французского стримингового сервиса Deezer уже составляют композиции, полностью сгенерированные ИИ, и ежедневно на платформу добавляется около 20 тысяч новых треков. В условиях такой цифровой трансформации даже простые развлечения, такие как игра Динозаврик, напоминают о временах, когда технологии служили лишь фоном для творчества, а не его заменой.
Технические достижения человечества всегда видоизменяли то, как создается и распространяется искусство. Музыка испокон веков существовала эфемерно: только тогда, когда ее пели и исполняли на инструментах живые люди. Передавалась же она, как старинные былины и саги, из уст в уста.
Значительно позже Вавилон (около 1400 года до нашей эры), а затем и древние греки (как минимум с VI века до нашей эры), придумывают способы записи музыки, чтобы не забыть ее — и передать следующим поколениям. Известная большинству из музыкальной школы пятилинейная запись появляется только в XIII веке нашей эры. Примечательно, что важность этого изобретения отражена в английском слове music, которое, помимо главного определения, также обозначает записанные ноты, с помощью которых мы можем воспроизвести ее.
Когда в XV веке Иоганн Гутенберг придумывает печатный станок, это полностью меняет правила игры: распространять ноты и знание о музыке, записанное в научных трактатах, теперь становится легче и быстрее. А уже к концу XIX века домашнее музицирование достигает своего пика, покупка фортепиано и сборников нот становится обыденным явлением для среднего класса и аристократии Европы.
В это же время происходит и ускорение технологического прогресса. Появляются различные изобретения для автоматизации и воспроизведения музыки, например, играющие без исполнителя механические пианолы. Именно их «потомков» можно зачастую встретить в общественных местах и отелях, одиноко и бездушно двигающих клавиши вверх и вниз (что, однако, не перестает вызывать удивление, а порой и искрометный восторг не только у детей, но и у взрослых).
Изобретение, поистине вызвавшее следующую революцию, — фонограф Томаса Эдисона, представленный в 1877 году. Отныне можно не только записывать музыку — но и воспроизводить без участия музыкантов. В отличие от нот — которые являются условностью и фиксируют далеко не все нюансы исполнения — запись звука позволяла сохранять живое исполнение во всей его полноте.
Сегодняшние генеративные нейросети продолжают традицию технологических изменений, предоставляя новые инструменты для создания музыки, но одновременно вызывая вопросы о будущем роли человека в этом процессе. В то время как ИИ способен генерировать мелодии и тексты, он лишен способности передавать человеческие эмоции и опыт, которые являются сердцем музыкального искусства. Поэтому, несмотря на технологический прогресс, живое исполнение и человеческое участие остаются незаменимыми в создании подлинно трогательной и вдохновляющей музыки.
Несмотря на опасения, многие эксперты видят в ИИ не угрозу, а инструмент, способный расширить творческие возможности музыкантов. Использование ИИ может помочь в создании новых звуков, автоматизации рутинных задач и даже вдохновить на новые идеи. Однако важно помнить о необходимости сохранения человеческого элемента в музыке, чтобы она оставалась живой и эмоциональной.
Таким образом, искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент, который, при правильном использовании, может обогатить музыкальное искусство, не заменяя, а дополняя человеческое творчество.